ММСО онлайн
«ММСО.Пушкин»
Планирование содержания школьного курса литературы.
Как выстраивается программа?
При поддержке онлайн-школы «Фоксфорд»
Антон Скулачев
Модератор сессии
Участники сессии
  • Светлана Красовская
    Доктор филологических наук, преподаватель литературы в Лицее НИУ ВШЭ
  • Елена Латкина
    Кандидат педагогических наук, старший методист института содержания, методов и технологий образования МГПУ
  • Елена Нечаева
    преподаватель онлайн-школы "Фоксфорд"
  • Юлия Петрачкова
    Учитель русского языка и литературы школы №1514
  • Игорь Сухих
    Доктор филологических наук, профессор филологического факультета СПБГУ, член Союза писателей России
Содержание программы по литературе
Сессия посвящена поиску методов составления школьной программы. На этой встрече мы поднимем для обсуждения самые важные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются учителя по всей России про работе с учебной программой. Это проблема взаимодействия с государством, которое регулирует построение программы и серьезно влияет на содержание курса, проблема непростых детей, которых крайне сложно приучить к чтению, а иногда и заставить прочитать необходимый минимум, проблема сложного социального контекста и так далее.
Сейчас школа находится в состоянии жесточайшей конкуренции с другими носителям информации и институтами впечатлений. Школа больше не является монополистом с сфере предоставления информации. Учителю необходимо выстроить интересную и эффективную программу в зависимости от ситуации, в которой он находится.
Антон Скулачев
Модератор дискуссии
Современные тенденции в построении программ по литературе в школах
  • 1
    Модульный подход
    Работа с укрупненными целями, проведение литературных параллелей, соединение текстов разных эпох
  • 2
    Движение к формулировке тем от ученика
    Принятие во внимание интересов ученика при составлении программы, замена подходов к темам при сохранении содержания.
  • 3
    Ориентация на медленное чтение
    Акцент на вдумчивость, глубину анализа текста
  • 4
    Включение современной литературы в программу
    Движение от современности к классике, от более близкого к более трудному
Как можно планировать и структурировать предметное содержание?
В этом блоке сессии эксперты в области создания и использования методических материалов и в работе с школьной программой расскажут о методах, которые помогут сделать содержание уроков интереснее, а обучение эффективнее.
Светлана Красовская. Опыт создания учебника.
Доктор филологических наук, преподаватель литературы в Лицее НИУ ВШЭ Светлана Красовская, рассказывая о своем опыте работы над учебником в издательстве "Просвещение", приводит несколько важных принципов, которым руководствовалась авторская команда.
  • Уход от учебника "монологического типа"
    Есть тип учебников, где говорит зачастую только учитель и автор материалов, а ученику в процессе обучения отводится пассивная роль слушателя, наблюдателя. Необходимо отходить от такого типа построения программы, ведь она не имеет ничего общего с субъектностью и не проявляет себя как эффективная программа для обучения.
  • Образовательный и воспитательный сюжет учебника
    Необходимо стараться объединять темы и списки литературы в общую структуру, которая увлекательна для ученика и являет собой цельный образовательный сюжет, по которому продвигается учитель и школьник, вместе находя смыслы и получая впечатления.
  • Восприятие ученика как собеседника
    Хороший учебник должен привлекать ученика к взаимодействию, к совместному с учителем поиску смыслов и ответов на вопросы. Для этого необходимо ставить не обсуждение вопросы, предполагающие неоднозначные варианты ответов и которые предполагают дискуссию внутри класса.
В данном видеофрагменте Светлана Красовская рассуждает о вопросах, которые должен ставить учебник литературы перед учеником. Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ считает, что именно постановка этих вопросов является самой важной частью образовательного процесса.
При правильном подходе к постановке тем у ученика в мыслях и ответах появляется местоимение "Я". Мы пытаемся развернуть материал с точки зрения вот этого ученического "Я". Это индикатор субъектности курса литературы.
Светлана Красовская
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Игорь Сухих. Важные тезисы о работе с программой
Доктор филологических наук, профессор филологического факультета СПБГУ, член союза писателей России в этом блоке обостряет важные темы, касающиеся работы с программой и создания учебных материалов. Игорь Сухих отмечает, что в 2020 году формат построения программ по литературе изменился с введением примерной программы, которая зачастую представляется каноном и "эталоном". Именно поэтому многие учебники прошлых лет станут невостребованными и потребуют замены.
Также Игорь Сухих выражает обеспокоенность введением в государственные стандарты оценивания сложных понятий, таких как эмоциональный интеллект учащегося и подобные:
Есть прекрасная цитата, что восприятие искусства - это отложенная реакция. То, что ребенок прочитает в пятом классе, может откликнуться через 50 лет, а может не откликнуться вообще. Именно поэтому литература как предмет очень сложно поддается анализу в формате оценивания полученных учеником общечеловеческих сложных понятий и смыслов.
Игорь Сухих
Доктор филологических наук, профессор филологического факультета СПБГУ, член союза писателей России
Сложности с оцениванием знаний по литературе заставляют учителей обращать внимание на тот пласт знаний, который ученик должен получить согласно нормативным актам. Именно поэтому Игорь Сухих не считает полный фокус на интерес хорошим методом составления программы по литературе. Литература - это школьный предмет, а предмет предполагает усилие ученика при его изучении и конкретный набор знаний и навыков, который ученик в итоге должен получить.



В данном видеофрагменте Игорь Сухих приводит важный тезис о важности погружения в учебник учителя:
Елена Латкина. Субъектность в литературе.
Кандидат педагогических наук, старший методист института содержания, методов и технологий образования МГПУ в этом блоке рассказывает о субъектности в преподавании литературы, которая может достигаться в том числе и с помощью правильно составленной образовательной программы. В видеофрагменте ниже Елена Латкина определяет разные понимания термина "субъектность" и рассказывает про каркас образовательной программы, которые помогает структурировать курс обучения:
~
Возможная логика группировки и концептуализации учебного материала по классам
Несмотря на институциональные попытки регламентации логики учебного материала, возможны очень разные стратегии работы с ним. Предлагаем сравнительную таблицу разных программ, которая помогает увидеть преимущества каждой.
Подводя итог теоретической части сессии

В первой части курса мы затронули множество теоретических моментов, обсудили методы построения программы, написания учебных материалов и затронули важные глубинные вопросы в образовании. Как внести в преподавание субъектность? Как помочь ученику начать осознанное обучение чтение? Как развить интерес, но не потерять в фактических знаниях?

Именно на эти вопросы также будет отвечать вторая часть сессии ММСО. Пушкин, где примут участие практики, которые расскажут о своем опыте построения программы. Главным вопросом второй части сессии будет: Как совмещать в программе современную литературу и классику?
Как соединять классику и современную литературу?
В этом блоке сессии практикующие преподаватели рассказывают о том, как при работе с школьной программой они внедряют современные произведения.
Начать этот блок следует с определения того, что такое современная литература и чем она на самом деле отличается от классики. Антон Скулачев высказывает интересную мысль по поводу этого разделения:
Елена Нечаева. Знакомство с поэзией.

Преподаватель литературы онлайн-школы «Фоксфорд» рассказывает о приемах, позволяющих помочь школьнику преодолеть первый этап чтения и погрузиться в текст.
Елена Нечаева
преподаватель онлайн-школы "Фоксфорд"
Мне кажется, что поэзия - это золотая жила для преподавателя литературы. Она действительно нравится школьникам и вызывает у них интерес. Я хочу поделиться своим опытом преподавания современной и классической поэзии и построения образовательной программы на ее основе.
При чтении современной детской поэзии ребенок чувствует, что ему все понятно. Это редкое ощущение на школьном уроке. "Я это понимаю", "мне это близко", "я это чувствую". Ученик встал в центре поэтического мира.
Елена Нечаева
преподаватель онлайн-школы "Фоксфорд"
Преимущества освоения литературы через современную поэзию
Елена Нечаева делится преимуществами включения современной поэзии в пары к классическим произведениям.
  • Подход "от ученика"

    Современная детская поэзия позволяет заинтересовать ребенка, дать ему ощущение близости к тексту. Ученик понимает, что написано, формируется субъектное восприятие.
    1
  • С поэзией легче работать учителю
    Поэзия зачастую меньше по объему, чем обычный текст. Текст произведения можно распечатать и раздать ученикам, они могут делать там пометки, работать с бумагой.
    2
  • Возможность подбора нужных текстов
    Современная поэзия настолько обширна, что начитанный учитель может подобрать современный текст в пару с практически любым классическим произведением.
    3
Принято считать, что на уроках литературы необходимо изучать сложные, богатые тексты, и зачастую сложность отождествляется с богатством, а простота - с бедностью смыслов и слова. Однако Елена Нечаева считает, что такой подход ошибочен:
Юлия Петрачкова. Современные тексты
Учитель русского языка и литературы школы №1514 рассказывает о приемах, позволяющих помочь школьнику преодолеть первый этап чтения и погрузиться в текст.
Юлия Петрачкова
Учитель русского языка и литературы школы №1514
Если бы современные текст была на уроках литературы, если бы современные книги приносили на урок, у нас учеников было бы ощущение, что они с учителем не по разные стороны баррикад, а на одном поле, в одной лодке.
Преимущества использования современных текстов на уроках литературы
  • Погружение в культуру


    Современные тексты - часть современной культуры, в которую погружены и дети, и родители, и учитель. Погружение в культуру очень важно в процессе образования, и делать это через текст действительно интересно и эффективно.
    1
  • Возможность быть с учениками в одном поле

    Возможность найти общий контекст для разговора очень важна для погружения в предмет. Современный текст имеет возможность предоставить этот контекст.
    2
  • Современные тексты не менее богаты на смысле, чем классические
    Современные произведения также как и классические дают нам возможность практиковаться в анализе сложных элементов и разборе приемов.
    3
Как включать современные тексты в урок?
В приведенном ниже видеофрагменте Юлия Петрачкова рассказывает о своих методах включения современных произведений в школьную программу:
Методы работы с современными текстами
  • 1
    Шапка вопросов
    Учитель просит учеников сформировать вопросы по произведению, а учитель выбирает самые интересные и происходит обсуждение.
  • 2
    Слова-загадки
    После прочтения какой-то части произведения ученикам предлагается объединить прочитанное тремя словами, обобщающими содержание.
  • 3
    Другой текст
    Во время изучения классического произведения преподаватель дополняет его современным текстом и задает вопрос "Почему эти тексты мы изучаем вместе?" Ученики ищут общие смыслы через понятные им современные тексты.
  • 4
    Гипотеза
    По мере изучения текста ученикам предлагается построить гипотезы по отношению к важным элементам текста. Например, звучит гипотеза: этот эпизод является аллюзией к другому сюжету. Потом гипотеза вместе проверяется.
  • 5
    Двенадцать книг
    На каждую парту перед учениками кладется новая книга из современной литературы. Ученикам предлагается по обложке сделать предположение, о чем она. Второй задачей является ознакомиться с куском текста и рассказать о нем классу. Это рабочий способ завлечь ученика взять какую-то из этих книг домой, потому что она его заинтересовала.
  • 6
    Спектакль
    Ученикам предлагается выбрать кусок из современного произведения, который, с их точки зрения, достоин постановки. Далее по группам учениками готовятся мини-спектакли по этим кусочкам. Так ученики знакомятся с яркими частями произведения.
  • 7
    История, написанная вместе
    На урок приносится персонаж какого-то известного произведения, которого знают школьники. Далее предлагается вместе воссоздать судьбу персонажа по текстам, где есть только начало и финал.

В этой сессии мы говорили о том, как формируется школьная программа и какая роль в этом процессе отводится учителю. Обсудили теоретические основы создания учебных материалов. Рассмотрели разные точки зрения на то, как должен строиться курс литературы и на что необходимо делать главный акцент. Выяснили, каким образом современная поэзия может помочь в изучении классических произведений и разобрали интересные приемы работы с современными произведениями как по отдельности, так и в связке с классическими текстами.

ММСО. Пушкин.
ММСО.Пушкин
Полная версия сессии
По кнопке ниже вы можете посмотреть полную версию сессии «ММСО.Пушкин» для учителей литературы
Made on
Tilda