ММСО онлайн
ММСО. Эйлер
Математика для всех: проблема или решение
При поддержке онлайн-школы «Фоксфорд»
Кирилл Медведев
Модератор сессии
Участники сессии
Артемий Гладких
руководитель кафедры математики и информатики АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова», председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей математики (Москва)
Валерия Ликонцева
руководитель кафедры математики ОАНО «Новая школа», почётный работник образования РФ (Москва)
Борис Трушин
преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд», к. физ.-мат. н., член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, соавтор школьных учебников по алгебре (Москва)
Ольга Францен
учитель математики, заместитель директора по старшей школе гимназии «Универс» (г. Красноярск
Александр Шкловер
заведующий кафедрой математики школы «Летово» (Москва)
Математика для всех
Что значит «учить всех»? Это ограничение или подход? С какими проблемами сталкивается учитель непрофильного класса и какими возможностями располагает? Как учителю придумать свой путь и как выработать позицию? Можно ли решать такую задачу в одиночку?

Об этих вопросах идет разговор в сессии ММСО. Эйлер.

Мы хотим поговорить о том, как учить математике разных детей с разными установками с разной степенью готовности изучения математики и желанием заниматься математикой.
Кирилл Медведев
Модератор дискуссии
В процессе преподавания математики в школе учителя часто сталкиваются с проблемой разницы уровня подготовки школьников. Особенно остро эта проблема стоит при смене преподавателя, когда учителю необходимо подготовить к экзаменам учеников, с которыми он не знаком в классах, где имеет место большая разница в уровне базовой подготовки.
В процессе обсуждения этой темы мы приходим к термину дифференциации. Каким образом подстроить программу так, чтобы подтянуть отстающих учеников и при этом дать возможность сильным ученикам продолжать свое развитие? В данном видеофрагменте Александр Шкловер раскрывает свою позицию по этому вопросу.
Взаимообучение и посещение уроков учителями
Артемий Гладких в контексте обсуждения темы улучшения образовательного процесса рассказывает об эффективной практике взаимообучения. В частности, Артемий предлагает учителям посещать уроки друг друга в режиме наблюдателя. Такая практика позволяет учителю найти что-то новое для себя в контексте преподавания, увидеть особенности процесса у других учителей и перенять некоторые элементы.
Мне кажется, очень важно общаться не только по поводу программы и тем, но и смотреть , как ведут уроки другие учителя, перенимать какие-то практики. Важно находить на это время и ресурсы и улучшать свой подход к обучению.
Артемий Гладких
руководитель кафедры математики и информатики АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова», председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей математики (Москва)
Совместный проект как способ взаимодействия и взаимообучения преподавателей
Учитель математики, заместитель директора по старшей школе гимназии «Универс» Ольга Францен отмечает еще одну практику взаимодействия учителей друг с другом - совместное проектирование. При совместном обсуждении и решении различных проблем у учителей формируется общее понимание образовательного процесса. Путем дискуссий проявляется общая стратегия и вектор обучения, которые в последующем переходят в уроки и делают обучение в разных классах более цельным.
В вопросе дифференциации зачастую возникает вопрос помощи и поддержки учеников, которые могут освоить больше, чем дает базовая школьная программа. Ольга Францен рассказывает, каким образом в ее школе осуществляется поддержка мотивированных и сильных учеников в процессе внеучебной деятельности:
Практический опыт практик обучения математике
В этом блоке сессии практикующие преподаватели рассказывают о том, как они на своих уроках осуществляют дифференциацию учеников и как дают своим ученикам мотивацию к изучению предмета.
Валерия Ликонцева. Новые практики подготовки

В своем выступлении руководитель кафедры математики ОАНО «Новая школа» рассказывает о своих способах подачи материала для школьников. Валерия Ликонцева приводит несколько практик, которые позволяют помочь ученикам разного уровня освоить программу и добиться своих целей в изучении предмета.
Валерия Ликонцева
руководитель кафедры математики ОАНО «Новая школа», почётный работник образования РФ (Москва)
Зачастую у подростка при поступлении в 5-6 класс довольно быстро теряется мотивация и интерес к изучению математики. Начинается рутина, которая необходима для освоения курса, однако никак не работает на развитие мотивации. В своем выступлении я постараюсь рассказать, каким образом помочь детям преодолеть скуку при изучении математики.
Процесс осознанного обучения
1
Самооценка по умениям
Ученику предлагается самому оценить, на каком уровне он освоил те или иные умения.
2
Составление плана подготовки
Далее школьник при помощи учителя составляет свой план подготовки для усвоения этих умений.
3
Подготовка
4
Самооценка по умениям после подготовки
Важно провести еще один этап самооценки по итогам подготовки, чтобы ученик мог заметить результат своего труда.
5
Написание контрольной работы по мере готовности
6
Получение оценки
7
Работа над ошибками
8
Анализ успешности стратегии подготовки
Ученику важно дать возможность для оценки процесса подготовки. Что у него получилось, а что не получилось? Такой подход формирует субъектность ученика.
В этом видеофрагменте Валерия Ликонцева рассказывает о том, как можно устроить пространство подготовки учеников при использовании стратегии обучения, указанной выше:
Практики, указанные выше, уже используются в некоторых образовательных учреждениях.
Учитель математики, заместитель директора по старшей школе гимназии «Универс» Ольга Францен, рассказывая о своем опыте использования данной практики, обращает внимание на несколько преимуществ такого подхода.
Практика субъектности ученика
Подход через самооценивание и рефлексию позволяет сформировать у ученика ответственность за собственные образовательный результат. Он самостоятельно оценивает свои начальные возможности, подготовку и результат, поэтому видит, где недоработал, а где проявил усердие и получил результат своих трудов.
1
Облегчение понимания задачи
Разделение на математические навыки, которые будут использованы в контрольной работе, дает ученику понимание, что конкретно он должен уметь делать. Это облегчает подготовку и создает чек-лист умений, по которому школьник может идти и закрывать недостающие знания.
2
Общение преподавателя и ученика
Практики самооценивания и осознанной подготовки подразумевают более тесный контакт с учителем, чем при обычном формате обучения. Это позволяет наладить связь внутри класса и добиться у учеников более личного отношения к предмету.
3
Борис Трушин. Понимание красоты математики

Преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд», к. физ.-мат. н., член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, соавтор школьных учебников по алгебре не согласен с принятой в школах стратегией преподавания математики. Борис Трушин считает, что заучивание определенных моделей и получение определенного набора навыков не помогает ученику погрузиться в математику как науку. В своем выступлении преподаватель рассказывает о своих практиках, направленных на глубокое понимание предмета, которые он использует в преподавании в онлайн школе "Фоксфорд" и на своем ютуб-канале.
Борис Трушин
преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд», к. физ.-мат. н., член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, соавтор школьных учебников по алгебре (Москва)
В головах детей математика есть набор навыков и умений, которым их учат. Моя основная задача объяснить, что навыки и умения - не есть математика. Математика начинается в тот момент, когда ученик получает задачу и не может ее решить.
Если ты видишь математическую задачу и знаешь, как ее решить - это не задача, это отработка навыка. Интерес у школьника появляется, когда он понимает, что математика это про умение думать и рассуждать.
Борис Трушин
преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд», к. физ.-мат. н., член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, соавтор школьных учебников по алгебре (Москва)
Методы развития понимания математических процессов
В этом видеофрагменте Борис Трушин рассказывает, как на своих онлайн-уроках он работает с пониманием учениками глубинных математических процессов:
Проблема мотивации к учебе и разного уровня заинтересованности.
В подходе Бориса Трушина к обучению главным словом и отправной точкой является мотивация, готовность ставить перед собой сложные задачи и решать их. Но в обычных школах далеко не у всех учеников формируется это желание. Возможно ли привить эту страсть каждому ученику? И нужна ли всем такая страсть, если кроме математики есть еще множество других предметов, в которых ребенок может быть более заинтересован и к которым может быть более предрасположен?

Борис Трушин считает, что мотивация создается в первую очередь учителем и подходом, который он использует. Преподаватель школы "Фоксфорд" рассказывает о том, в какую позицию должен ставить себя учитель для того, чтобы ученик чувствовал совместный процесс обучения:

В этой сессии мы подняли очень важные вопросы в преподавании как математики, так и других предметов. Обсудили вопросы дифференциации при подходе к обучению детей с разным уровнем подготовки и мотивации, затронули тему желания учиться и преподавать, обозначили, кем учителю важно быть для учеников и кем быть не нужно и сошлись на мнении, что математика - это искусство, с которым нужно знакомить, которое нужно раскрывать и показывать своим ученикам.

ММСО. Эйлер.
ММСО.Эйлер
Полная версия сессии
По кнопке ниже вы можете посмотреть полную версию сессии ММСО.Эйлер для учителей математики
Made on
Tilda