Пространственное окружение ребенка: что и как влияет?
При поддержке онлайн-школы «Фоксфорд»
Людмила Серикова
Модератор сессии
Участники сессии
Елена Иванова
к.псих.н., заведующий лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МПГУ (Москва)
Наталья Ильина
директор ЧУ «Школа-интернат «Абсолют» ( г. Серпухов Московской области)
Елена Коркина
руководитель проектов Центра независимых социальных исследований (г. Иркутск)
Михаил Лебедев
к.п.н., директор ЧУ СОШ «Олимп-Плюс» (Москва)
Катерина Поливанова
д.псих.н, профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований современного детства ВШЭ (Москва)
Витольд Ясвин
д.псих.н., д.пед.н., профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва)
Пространственное окружение ребенка
Встреча посвящена работе над созданием образовательной среды, в которой будет чувствовать себя комфортно как ученик, так и учитель и все другие участники школьных процессов.
У нас есть гипотеза: из всех трудностей, с которыми сталкивается директор школы, одной из самых важных является та, которая оформляет все школьное пространство. Мы выдвигаем тему года: школьная образовательная среда.
Людмила Серикова
Модератор сессии
Среда и пространство
Важно определить понятия пространства и среды и понять, насколько эти понятия схожи или различны. Профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин представляет свое видение этих понятий:
Пространственно-предметное окружение в школе
Витольд Ясвин отметил, как важно различать понятия среда и окружение. Главной темой в рамках обсуждения будет именно окружение, которое является частью среды. Самый важный вопрос сессии: как директор школы может влиять на пространственно-предметное окружение и чего может добиться изменениями?
Также Витольд Ясвин отмечает некоторые примеры работы над окружением, которые ему особенно запомнились. Одним из таких примеров является идея распределенного музея, когда по различным школьным пространствам распределяется коллекция интересных вещей, которые могут цеплять внимание ученика. Это помогает создать атмосферу "магии" в школе и поможет ученику определить школу как место, где ему интересно и куда он хочет приходить.
Ребенок будет активен, когда школа дает ему возможность удовлетворять весь иерархический комплекс его потребностей
Витольд Ясвин
профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ
~
Руководитель проектов Центра независимых социальных исследований Елена Коркина рассказывает о результатах исследования запросов на изменения пространственно-предметного окружения в школах:
Запросы учеников и учителей на изменения окружения
1
Увеличение пространства
Участники образовательного процесса отмечают важность наличия достаточного пространства в школе
2
Места для уединения
Необходимы пространства, которые дают возможность ученику и учителю уединиться и отдохнуть от образовательного процесса
3
"Магия" школы
Существует запрос на необычное построение пространства в школе, которое вызывает интерес
4
Равные права на пространство школы
Важно соблюдать баланс между комфортном всех участников образовательного процесса
5
Выработка правил взаимодействие внутри школьного пространства
Создание условий для диалога при обсуждении пространства поможет всем участникам процесса
6
Доступ к природе и школьному двору
7
Наличие пространств, где можно шуметь
Учащиеся и учителя отмечают важность наличия пространств, где есть возможность посмеяться или пошуметь, не мешая другим участникам образовательного процесса
8
Возможность снять напряжение через мелкую моторику и тактильность
Необычный запрос, который все чаще фиксируется среди учеников. Антистресс-практики могут помочь чувствовать себя комфортно
9
Гибкость пространства
Пространство должно иметь возможность трансформироваться под потребности участников образовательного процесса
10
Выстроенная логистика
Важно выстроить пространство четко и понятно, чтобы ученики и учителя могли быстро и без проблем перемещаться
По итогу обсуждения конкретных запросов и сопоставления с исследованиями и личным опытом Витольд Ясвин выделяет главные принципы построение школьного пространства:
1
Гетерогенность и сложность
Среда должна быть разнородной
2
Аттрактивность
Среда должна привлекать ученика
3
Символизм
В пример можно привести школу имени Окуджавы или другие школы, которые подают образование через символы
4
Гибкость
Возможность трансформироваться
5
Эмоциональность
Среда не должна быть сухой и направленной исключительно на образование как главную цель.
6
Аутентичность
Среда должна быть необычной
Важность изменения подхода к образованию
Научный руководитель Центра исследований современного детства ВШЭ Катерина Поливанова отмечает, что любая грамотно выстроенная среда не способна в лучшую сторону поменять образовательный процесс без изменения подхода к обучению. Директору необходимо развивать обе стороны, чтобы добиться позитивных результатов. Также Катерина Поливанова определяет, что является качественным образованием:
Катерина Поливанова отмечает, что благополучие ученика в процессе школьного образования является определяющим. Цель получения хороших образовательных результатов не должна достигаться с помощью уменьшения этого благополучия.
По исследованиям, 9% детей-миллениалов сообщали о депрессивных симптомах, а дети поколения Z сообщают о них в 16%. К сожалению, ситуация у нас сейчас не благополучная.
Катерина Поливанова
Научный руководитель Центра исследований современного детства ВШЭ
Роль директора школы
Директор школы является тем, кто наиболее сильно способен влиять на образовательные процессы, однако сейчас существует множество факторов на которые директор обязан обращаться внимание. Количественные результаты получения знаний, благополучие учеников, спокойствие родителей и другие факторы зачастую конфликтуют друг с другом и усложняют процесс управления. Спикеры определили условия, которые помогают директору справляться с трудностями и находить личную мотивацию для улучшения качества образования. Витольд Ясвин считает, что директору необходимо установить приоритет на счастье участников образовательного процесса и руководствоваться именно такой целью. Елена Коркина дополняет это высказывания тем, что директору не нужно мыслить одним стандартом качества и не забывать о том, какие разные бывают школы в разных условиях.
Практический опыт создание образовательной среды
В этом блоке сессии практикующие директора школ расскажут о своих способах улучшения образовательной среды.
Михаил Лебедев. Как школьное пространство "работает" на образовательные результаты?
В своем выступлении директор школы ЧУ СОШ «Олимп-Плюс» (Москва) рассказывает о своем опыте презобразования школьного пространства.
Михаил Лебедев
директор школы ЧУ СОШ «Олимп-Плюс» (Москва)
Какие опоры мы можем предложить ребенку, чтобы помочь ему освоить школьную среду и научить активно с ней взаимодействовать? В презентации вы сможете увидеть наши находки на эту тему.
Практики создания комфортной образовательной среды
Двор как пространство игры и выставочное пространство
К школьному двору имеется открытый доступ, там проходят различные игры и выставки работ учеников.
1
Прозрачность и открытость
Пространства в школе визуально открыты. Двери в кабинеты прозрачные.
2
Участие учеников в создании пространства
У учащихся есть возможность поучаствовать в оформлении класса путем создания поделок, фигур и арт объектов.
3
Школа - пространство игры
В школе используются различные игропрактики в свободное от учебы время.
4
Пространства для трансформации уроков
Некоторые уроки переносятся на внеклассный формат, где это возможно. Создаются отдельные помещения, которые помогают трансформировать классический формат урока. Также в классах используются специальные парты для более удобной работы в группах
5
Развивающие пространства
В школе есть "3D-комплекс", позволяющий проявить физическую активность и попробовать новые для себя упражнения. Также в школе установлены большие маркерные доски, которые позволяют ученикам и учителям выписывать важные для себя вещи
Также Михаил Лебедев отмечает важность всестороннего развития личности в школе:
Валерия Аникушина. Школа возможностей
Директор ЧУ "Школа-интернат "Абсолют" рассказывает об опыте единственной в России инклюзивной частной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и разным социальным статусом.
Наталья Ильина
директор ЧУ «Школа-интернат «Абсолют» ( г. Серпухов Московской области)
Идеология развития нашей школы заключается в том, чтобы школа была школой разных и равных возможностей одновременно.
Создание комфортной и эффективной образовательной среды для детей с ОВЗ
Внимание ручным практикам
В школе существует большое количество практик, направленных на развитие моторики и обучение прикладным навыкам.
1
Мастерские для профессионального обучения
В школе практикуется обучение профессиональным прикладным навыкам, которые помогут обрести профессию: столярному мастерству, кулинарии, моделированию и тд.
2
Школа полного дня
Учащимся предлагаются активности и занятия в течение всего дня с 8:30 до 19:00. Предусмотренные перерывы позволяют отдохнуть и не перегружаться.
3
Также Наталья Ильина приводит замечательный пример поиска ресурсов для создание новых возможностей для своих учеников:
Елена Иванова. Кейс работы с учениками при проектировании пространства
Заведующая лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МПГУ Елена Иванова рассказывает о реальных примерах преобразования пространства школ и даст рекомендации для директоров, которым предстоит проводить такие преобразования.
Елена Иванова
к.псих.н., заведующая лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МПГУ (Москва)
Мы готовы поделиться опытом исследований формирования образовательной среды и представить видение работы с школьным пространством
Елена Иванова приводит в пример реальный кейс сопричастного проектирования в школе Артема Боровика. Важной особенностью данного примера является то, что проектирование школьного пространства основывалось на запросах учащихся. Также учащиеся участвовали в контроле за результатом преобразования пространства.
Любое взаимодействие со школой мы начинаем с исследования. Мы должны понять, какие действительно есть дефициты, мы должны понять, чем живет школа и увидеть конкретный запрос.
Елена Иванова
к.псих.н., заведующая лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МПГУ (Москва)
В этой сессии мы говорили о пространстве и среде в школе, о их роли в качестве образования, в мотивации школьников и учителей. Также мы обсудили конкретные примеры преобразования пространства и дали рекомендации по тому, как именно лучше подходить к этому сложному процессу. Также в сессии спикерами была рассмотрена роль директора в школьных процессах и даны способы улучшить качество образование не взирая на трудности и недостаток ресурсов.
ММСО. Директор Школы.
ММСО.Директор Школы
Полная версия сессии
По кнопке ниже вы можете посмотреть полную версию сессии ММСО.Директор Школы для директоров